Казимир Северинович Малевич
(1878-1935)
Малевич Казимир Северинович (1878-1935) - русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году "Черный квадрат". Это своеобразный живописный манифест супрематизма - нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу. Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур - треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д. В переводе с латинского supremus значит "наивысший". Обдумывая концепцию нового течения, К. Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал "Нуль". В "Черном квадрате" все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство. Малевич вынашивал идею "шагнуть за нуль", в беспредметное пространство.
Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.
"Малевича работы рассматривали вблизи по оригиналам - и получалось совсем иное, чем по репродукциям, впечатление - контуры смело разъезжались в разные стороны, а каждый элемент, взятый в отдельности, вызывал негодование раздражающим цветом - грязно-зеленым, коричневым, розовым, серым. При отходе чуть в сторону - просто песня! Все жило и двигалось. И волновало.
Что же такое это на самом деле - более тьма, закат или время для зачинания новой жизни, куб российского чернозема для парижской выставки, утроба, граница, конец-начало, за которым приходит утро следующего дня?
В любом случае через выразителя творца появилось нечто саможивущее, саморазвивающееся, достаточно автономное: «…Это форма какого-то нового живого организма… Квадрат сделался живым, дающим новый мир совершенством. Я на него совсем смотрю иначе, нежели раньше, это не живописное, это что-то другое. Мне пришло в голову, что, если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, квадрат черный и есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала»" (Малевич)
Александр Шумов.